Школьная дезадаптация - диагностика и лечение.
Начало учебы в школе – сложный период для ребенка, связанный с предъявляемыми к нему новыми, более высокими психологическими и интеллектуальными требованиями. По сравнению с условиями воспитания в семье и дошкольных учреждениях совокупность умственных, эмоциональных и физических нагрузок в школе значительно возрастает.
За консультацией к врачу часто обращаются родители детей с нормальным уровнем психического развития и вполне способных к обучению в общеобразовательной школе – их беспокоит, что дети не справляются с учебной программой, с трудом осваивают школьные навыки и отличаются проблемным поведением. Нередко на это обращают внимание уже воспитатели дошкольных учреждений при проведении различных занятий развивающего характера, в том числе по подготовке детей к школе.
Проблема трудностей школьного обучения в последние годы привлекает внимание не только педагогов и психологов, но также врачей. Школьная дезадаптация (далее - ШД) у детей может иметь самые разнообразные причины, но ее внешние проявления, но которые обращают внимание педагоги и родители, бывают сходными и обычно характеризуются:
- снижением интереса к учебе, вплоть до нежелания посещать школу;
- ухудшением успеваемости;
- неорганизованностью, невнимательностью;
- тревожностью, неуверенностью в себе;
- трудностями общения со сверстниками, раздражительностью, конфликтностью, агрессивностью.
В одном из трёх случаев причиной ШД являются различные медицинские аспекты. Все они характеризуются общим критерием – нарушением познавательных (когнитивных) функций у ребенка. Одной из основных причин такого нарушения является синдром дефицита концентрации внимания с гиперактивностью (далее - СДВГ).
В последние годы были разработаны стандартизованные диагностические критерии СДВГ, представляющие собой перечень наиболее характерных и четко прослеживаемых признаков данного расстройства (см. «Диагностические критерии СДВГ»). Постановка диагноза СДВГ основывается на критериях 10-го пересмотра Международной классификации болезней (ВОЗ, 1994). Для постановки диагноза необходимо наличие шести или более из 9 перечисленных симптомов нарушения внимания (см. ниже Раздел №1) и/или шести или более из 9 признаков гиперактивности и импульсивности (см. ниже Раздел №2).
Диагностические критерии СДВГ:
Раздел №1 (Нарушение внимания)
Симптомы:
1. Часто не способен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности.
2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание).
5. Часто испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности.
6. Обычно избегает, выказывает недовольство и сопротивляется вовлечению в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы).
7. Часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).
8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.
Раздел №2 (Гиперактивность и импульсивность)
Симптомы:
а) Гиперактивность
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутиться, вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, « будто к нему прикрепили моторчик».
б) Импульсивность
1. Часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в беседы и ли игры).
4. Часто бывает болтливым.
Имеющиеся у ребенка симптомы должны сохраняться на протяжении не менее 6 месяцев. В случаях полного соответствия наблюдаемой клинической картины одновременно разделам 1 и 2 диагностических критериев, ставиться диагноз сочетанной формы СДВГ. При наличии 6 или более симптомов по разделу 1 и менее 6 симптомов по разделу 2, используется диагностическая формулировка «СДВГ с преимущественными нарушениями внимания». Если имеется полное соответствие критериям раздела 2 при частичном соответствии критериям раздела 1, то диагноз обозначается как «СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности».
Конец.
|