Наверняка, большинство из нас умиляет детская манера разговора,когда некоторые слова, а то и все, произносятся крохой в измененной форме. Но, при этом не забывайте, ведь что-то из детского лепета является нормой, а что-то должно стать серьезным поводом для беспокойства и для визита к врачу-логопеду. А что именно должно стать причиной для волнений мы и обсудим в этой статье.
Для начала напомним вам, что каждому малышу свойственен свой темп речи, а это значит, что один из них может болтать не переставая, начиная уже с полутора лет, а другой является молчуном от природы и первое слово может и вовсе произнести к двум годам, а то и позднее. Но, как бы то ни было, на первом этапе ваше чадо начнет повторять то, что услышит от вас, порой у него не будет получаться, и слова и звуки будут искажены по его усмотрению, но ведь всему люди учатся постепенно. И главными его помощниками в деле познания грамоты, являются, конечно же, родители, а мама в первую очередь, и это значит, что придется последить за собственной речью.
Не сюсакайте и коверкайте слова при общении с крохой, ваша речь должна быть четкой, плавной и разборчивой, совсем скоро малыш переймет вашу манеру разговора.
Большое значение имеют и режим, и обстановка в семье, которая должна быть доброжелательной, ведь в этом случае ваш ребенок будет спокойным и уравновешенным, а это значит, что у него резко снизится риск развития заикания. По мнению логопедов, у малыша, в возрасте от двух до пяти лет есть полное право на то, чтобы шепелявить, картавить и не выговаривать некоторые буквы.А для того, чтобы справиться с этой проблемой, проводите с ним чаще уроки развития, которые должны быть для него интересными, в этом случае ее удастся решить в кратчайшие сроки. Конечно же, любящие родители без труда понимают то, что им «вещает» их кроха, а вот людям посторонним зачастую требуется «переводчик».
Так как произношение некоторых букв дается малышу с трудом, то он им ищет «достойную», на его взгляд, замену, в первую очередь следует сказать, что труднее всего детям поддаются «р» и «л», а за ними уже следуют шипящие – «ш», «щ», «ж», «ч» и свистящие – «с», «з», «ц».
Возрастной нормой считается то, когда малыш пропускает «неудобные» для него согласные буквы, а вот если он не пытается произносить и некоторых гласных, то следует заняться с ним проведением специальных упражнений, а приступать к исправлению ситуации следует, начиная с двух лет.
В некоторых случаях можно столкнуться со слишком быстрой речью крохи, когда, стремясь поделиться с вами важной для него информацией, не успевает произносить каждое слово по отдельности. А возможно возникновение такой ситуации, при которой малыш допускает присутствие больших пауз между слогами, при этом они могут быть настолько длительными, что очень трудно дослушать фразу до конца. Если ваше чадо говорит очень быстро, то ему помогут преодолеть сей недостаток логопедическая гимнастика и успокаивающие процедуры, а если дело обстоит иначе, то есть речь малыша является медленной, то в этом случае следует воспользоваться тонизирующими методиками и звуковыми упражнениями.
Если же говорить о заикании, то оно является результатом не только перенесенного стресса или сильного нервного напряжения, но и причины его развития стоит поискать во взаимоотношениях членов семьи и в их позиции, которую они занимают по отношению к собственному ребенку. В том случае, если малыша сильно опекают, или же, наоборот, не дают ему «ни в чем спуску», или же между родителями происходят постоянные конфликты, то предпосылки к заиканию в этой ситуации лишь возрастают. Также, вполне вероятным является тот вариант, когда ребенок может начать заикаться в случае присутствия у него страха перед тем, что ему не дадут высказаться или же перебьют его, а может потому, что он во время просто не успевает подбирать нужные слова.
Кстати, в последние годы медики отмечают рост частоты заикания у детей, а связывают они этот факт с тем, что резко увеличивается объем информации, которая «сваливается» на еще не окрепшую нервную систему малыша.
Попробуйте понаблюдать за ребенком, вполне вероятно, что буквально за два-три месяца все пройдет само собой, ну, а если этого не случится, то отправляйтесь с ним к логопеду, регулярные занятия с которым, как правило, дают положительный результат.
Еще одной интересной деталью является то, что при постоянных тренировках детской моторики, малыш начинает говорить четко и правильно, а сам секрет кроется на кончиках его пальцев, где находятся нервные окончания, связанные с теми отделами мозга, которые несут ответственность за речь. А это значит, что следует заняться упражнениями по развитию моторики, прекрасным вариантом в этом случае является пальчиковый театр, веселый массаж ладошек, всевозможные игры с крупой, которую можно насыпать в большую кастрюлю и закопать в ней несколько мелких игрушек. Малышу следует дать задание отыскать спрятанный «клад», а потом пускай он выложит мозаику из крупяных зерен разного цвета. Пусть у вас не возникает проблем с речью любимого крохи!