Судорожные состояния
Судорожные состояния, возникающие в детском возрасте, — свидетельство серьезных нарушений здоровья. Дети, даже однократно перенесшие судорожный припадок, обязательно должны регулярно наблюдаться и обследоваться у врача, несмотря на то, что в межприступный период они могут выглядеть абсолютно здоровыми, даже если у них эпилепсия. Насколько серьезен диагноз, как часто нужно обследоваться и наблюдаться, может решить только врач.
При возникновении припадка у ребенка ни в коем случае нельзя впадать в панику, кричать, трясти ребенка, пытаться вывести его из бессознательного состояния. В случае эпилепсии течение приступа не зависит от воли и сознания больного, возникает внезапно и так же внезапно кончается. Если родитель присутствует при этом, он должен, не теряя присутствия духа, попросить кого-нибудь вызвать «Скорую помощь», постараться положить ребенка удобно — так, чтобы во время судорогой не ушибся, не пытаться сдерживать при этом амплитуду судорожных движений. Голову лучше положить себе на колени, расстегнуть воротник и пояс. Между верхними и нижними зубами желательно положить свернутое жгутом полотенце — это предупредит прикус языка. Пытаться сделать это пальцем не стоит, так как можно получить травму. Важно отметить время, когда начался приступ и когда он закончился, особенности движений, совершаемых больным. Все это может очень пригодиться врачу. После окончания судорог наступает глубокий сон, стараться вывести ребенка из которого не нужно. После того как ребенок пришел в себя, он, как правило, ничего не помнит. Некоторые больные перед началом приступа переживают так называемую «ауру» в виде головокружения, каких-то звуков или образов перед глазами, ощущения дурноты и пр. Это — предвестники приступа. Если при их появлении дать лекарство, иногда можно предотвратить его.
К принципам лечения эпилепсии относятся долговременность, скрупулезность. Нужно очень строго соблюдать назначения, ни в коем случае не прекращать прием препаратов или снижать их дозу без рекомендаций врача. Это поможет предупредить изменения личности, нарушения мышления, снижение интеллекта. Больной ребенок может оставаться хорошо адаптированным и чувствовать себя вполне здоровым. Однако не следует скрывать от него, как это делают некоторые родители, что он подвержен приступам. Он должен знать о них и о том, что может их спровоцировать:
o глубокое частое дыхание, возникающее при сильных физических нагрузках, например, беге. Это не значит, что ребенку, больному эпилепсией, совсем нельзя бегать, плавать и т. д. Можно, но во всем нужна мера. Вот в спортивных соревнованиях ему лучше не участвовать (если, конечно, это не шахматный матч);
o перегревание на солнце, в ванной, в бане. Он может находиться на пляже, но в тени и обязательно в головном уборе. Купаться, плавать он может, но обязательно в сопровождении взрослого. Париться в бане таким детям категорически не рекомендуется;
o недостаточный по времени сон, грубые нарушения режима, чрезмерные умственные и физические нагрузки;
o возникновение сопутствующего заболевания, особенно сопровождающегося повышением температуры тела. При этом часто возникает необходимость усилить поддерживающую терапию, но сделать это может только врач;
o мелькание перед глазами световых вспышек, частая смена зрительных образов. В связи с этим детям, подверженным припадкам, не рекомендуется смотреть в окно во время поездки в автомобиле, в поезде. Часто используемые сейчас на дискотеках световые эффекты могут спровоцировать приступ. Длительный просмотр телепередач, просиживание часами у монитора компьютера также нежелательны. Это не значит, что ребенка нужно совсем лишить возможности смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры. При этом дети часто чувствуют себя неполноценными, некоторые скандалят. Вред от бурных отрицательных эмоций, испытываемых при этом, может быть больше, чем от часа, проведенного у экрана. Во всем необходимо соблюдать меру, в том числе и запреты должны быть разумными. Определить меру поможет врач.
Невротические расстройства
Невротические расстройства у детей возникают очень часто. Их появление — прямое показание для обращения к психотерапевту. Наиболее часто встречающиеся причины невротических расстройств — неправильное воспитание, психотрав-мирующие ситуации (в семье, в детском саду, в школе).
Кратковременные преходящие невротические расстройства называют невротическими реакциями. Они позволяют адаптироваться в сложной ситуации, но эта адаптация не рациональна. Можно смело утверждать, что на свете нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни, попав в трудную ситуацию, не давал невротических реакций. Если невротические реакции становятся привычным способом реагирования, начинают определять поведение человека, тогда уже можно говорить о возникновении у него невротического состояния, то есть собственно невроза.
Невроз — это уже заболевание, имеющее все характерные признаки болезни: причины, начало, определенную динамику, исход. Нередко неврозы приобретают хроническое течение и длятся годами. В этих случаях становление личности невротика идет в неблагоприятных условиях, происходит невротическое развитие личности. Родителям очень важно не допускать этого. Поэтому они должны знать, что приводит к неврозам, уметь предупреждать их, выявлять и правильно квалифицировать их первые проявления. В то же время, говорить и писать о симптоматике неврозов бесполезно, так как при разных неврозах симптоматика может быть одинаковой или почти одинаковой. А лечение при этом требуется разное. Вот почему при лечении неврозов особое значение приобретает не симптоматический (борьба с симптомом), а этиологический (выявление и устранение причины) подход. К сожалению, родители детей, больных неврозом, о причине расстройства не задумываются, а стараются все свои усилия направить па купирование именно симптомов (обидчивости, плаксивости, тревоги, страха, головных болей, нарушений сна, тиков, недержания мочи, недержания кала, грызения ногтей, онанизма и тому подобных). Мероприятия, направленные лишь на борьбу с симптомом, как правило, безуспешны. Если все же и удается с ним справиться, то часто через некоторое время он возвращается вновь в прежней или измененной форме. Вот почему так важно разбираться в причинах неврозов и закономерностях их развития.
Подавляющее большинство психотерапевтов выделяют всего три формы неврозов: неврастения, истерия и невроз нарязчивых состояний.
Неврастения
Неврастения (астенический невроз) — это невроз хронической усталости центральной нервной системы, постоянно испытывающей перегрузки. Возникает неврастения в тех случаях, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в силах выполнить, по воспитан так, что старается вовсю. Для родителей таких детей характерна повышенная амбициозность. Они не считаются с потребностями ребенка в отдыхе, игре, общении со сверстниками, считая их второстепенными и не достойными внимания. Движимые тревогой за будущее своих детей, мечтая о том, чтобы они заняли высокую ступеньку на социальной лестнице, родители, не учитывая их способностей и возрастных особенностей, чрезмерно нагружают ребенка различными «развивающими играми», занятиями иностранными языками, музыкой, рисованием, спортом и т. д. Если способности ребенка позволяют, он посещает эти занятия, а к тому же еще успевает пообщаться с друзьями, погулять, поиграть в игры, которые родители считают «бесполезными». В этом случае невроз не разовьется. В противном случае заболевание неизбежно.
Однажды ко мне на прием мама привела девочку 5 лет и пожаловалась на ее «патологическую лень». Она с болью говорила о том, что дочь не хочет читать («хотя читает бегло, не по складам»), не хочет учить английские слова («хотя учительница английского языка замечательная!»), не хочет играть гаммы и даже не хочет ходить в бассейн. На вопрос о том, чем же девочка будет заниматься, если ее оставить в покое и дать возможность самой организовать свой досуг, мать раздраженно ответила: «Меня это просто бесит! Есть у нее три куклы. Она часами может причесывать их, купать, переодевать, укладывать спать...» Психологи давно доказали огромное значение игр для правильного психического развития ребенка. Игры — это социальный тренинг детей, никакие развивающие игры их не заменят.
Часто астенический невроз проявляется у детей в ситуации, когда жизнь резко меняется и предъявляет новые требования. Нередко это может быть поступление в детский сад или в школу.
Ребенок, живущий в окружении любящих, принимающих, хотя и тревожных близких людей, готовится идти в детский сад. Он слышит постоянные разговоры об этом, с ним проводят беседы, призывая вести себя примерно, слушаться воспитательницу, не конфликтовать с детьми. После подобной подготовки ребенок идет в детский сад, стараясь все время контролировать себя, соответствовать предъявляемым к нему высоким требования. Здесь он впервые остается один — без мамы, бабушки, папы, сам вынужден принимать решения. Он впервые может столкнуться с тем, что у него отнимут игрушку, даже стукнут. Если ему не повезет, то жесткие, нечуткие, авторитарные воспитательницы и нянечки не только не помогут его адаптации в новых условиях, но и замедлят ее. Ребенок всерьез может принять угрозы вылить недоеденный суп ему на голову или зашить ниткой веки на время тихого часа.
От постоянного сверхконтроля нервная система ребенка перенапрягается. К вечеру он очень устает, становится плаксив, капризен, жалуется на головную боль, у него могут появиться мигательные тики. Вечером он долго не может заснуть, ночью его мучают кошмары, утром он выясняет, что описался, так как не почувствовал в глубоком сне позывов к мочеиспусканию.
То же самое может произойти с ребенком, поступившим в школу. Родители внушили ему, что учиться он должен только на «отлично». Хорошо, если его психофизиологические данные позволяют ему достичь таких успехов. Л если нет? Такой ребенок, возвращаясь домой из школы, сразу же садится за приготовление домашнего задания. Он начинает старательно писать упражнение, предвкушая, что учительница поставит ему пятерку, похвалит перед всем классом, а мама и папа будут гордиться сыном. Он очень старается, но внимание постепенно истощается, и в последнем слове ребенок пропускает букву. Другой, не склонный давать неврастенические реакции ребенок на его месте отнесся бы к описке спокойно, дописал бы букву сверху и получил бы не пятерку, а четверку, особенно не переживая по этому поводу. Не так поведет себя наш герой. Он очень огорчится, поплачет, вырвет страницу, вставит новую и начнет все сначала. В итоге весь вечер он работает, но все равно часто не успевает сделать все, не успевает отдохнуть, а иногда отправляется спать с недоделанными до конца уроками. Бедняга долго не может заснуть, а когда часа в два ночи забывается тяжелым сном, его мучают кошмары: учительница вызывает к доске, а уроки не сделаны, и весь класс дружно смеется над ним. Утром его трудно разбудить, у него болит голова, настроение плохое, внимание неустойчиво. А в школе ночной кошмар повторяется наяву... Он идет домой из школы и думает о том, что нужно больше работать! Нужно переписать как следует вчерашнее упражнение, отлично сделать задание на завтра, и тогда... А ведь ему еще предстоят дополнительные занятия музыкой и английским языком, на которых тоже надо быть на высоте.
Никакими таблетками, гипнозом, физиотерапией неврастению не вылечить, если не снизить уровень притязаний больного и к больному ребенку, не изменить ситуацию.
Для многих родителей отличная учеба детей имеет совершенно особую ценность. Я предлагаю им вспомнить круглых отличников из своего класса. Во многом ли их профессиональная и личная жизнь сложилась успешнее, чем у одноклассников, имеющих среднюю успеваемость? Некоторые родители заявляют о своем ребенке: «Он может! Вот я отругаю его, потом сижу с ним, и отлично работает, а как только отойду...» Да, такой ребенок под воздействием дополнительной стимуляции действительно может на короткое время собраться и под грузом вины и под страхом наказания показать отличный результат. Но он не может работать в таком же ритме все время! Нельзя 1000 метров бежать со скоростью, которую развил на 100-метровой дистанции.
Профилактика неврастении — уважение ребенка, признание его прав на отдых, организацию досуга, а также понимание его возможностей, организация оптимального, а не изнуряющего ритма работы.