Период раннего детства (ч.2)
У детей в возрасте от 0 до 3 лет центральная нервная система еще недостаточно дифференцирована. Вот почему на разные вредности он реагирует одинаково общим возбуждением, движениями, нарушениями пищеварительного тракта, сна и т. п.
Говоря о малышах, врачи часто пользуются термином «психомоторное развитие», подчеркивая этим тесную связь между становлением психических функций и движениями у маленького ребенка. Нередко признаками нервно-психических расстройств могут служить монотонный плач, расстройства сна, пищеварения.
Важным показателем психического здоровья ребенка являются особенности его взаимодействия с другими людьми. Если малыш не стремится к общению, слабо реагирует на «заигрывания» с ним, совсем не просится к матери и к другим близким на руки, а при попытке взять его пассивен, как мягкая игрушка, родители должны показать его специалисту.
Еще в возрасте до года ребенок умеет определять такое расстояние до матери, на котором он способен дать ей знак о своих потребностях хныканьем и получить помощь, то есть расстояние, на котором он находится в состоянии относительной безопасности.
Если мать оказывается или кажется ребенку недоступной, активизируется деятельность малыша, направленная па восстановление близости. Страх потерять мать может вызывать панику. Если потребность в близости часто не удовлетворяется, то и в присутствии матери ребенок перестает чувствовать себя в безопасности. Только при развитом чувстве безопасности ребенок постепенно увеличивает расстояние, на которое спокойно отпускает мать.
Английский психолог Мэри Эйпсфорт (М. Ainsworth) провела интересный эксперимент, позволивший выделить типы общения ребенка младшего возраста с матерью. Начав свою работу в Англии, она затем вместе с мужем переехала в Африку, где он получил работу. Продолжив работу на новом месте, М. Эйнсфорт была поражена тем, что исследования английских и африканских детей и их мам дали одинаковый результат. В России при проведении подобных исследований были получены аналогичные данные. Было установлено, что взаимоотношения матери и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем. Благоприятно на развитие ребенка влияют матери, движения которых совпадают с движениями младенца во время общения с ним, эмоции ярко выражены, контакты с ребенком разнообразны. Общение же детей и матерями холодными, редко берущими их на руки, сдерживающими свои эмоции («матери с деревянными лицами»), напротив, не способствует развитию психических функций ребенка. То же можно сказать и об общении детей с матерями, отличающимися непоследовательным, непредсказуемым поведением.
Экспериментальным путем М. Эйнсфорт удалось выделить три типа поведения детей, формирующихся под влиянием общения с матерью.
Тип А. Избегающая привязанность — встречается примерно в 21,5 процентах случаев. Характеризуется тем, что на уход из комнаты матери, а затем па ее возвращение ребенок не обращает внимания, не ищет с ней контакта. Он не идет на контакт даже тогда, когда мать начинает с ним заигрывать.
Тип В. Безопасная привязанность — встречается чаще других (66 процентов). Характеризуется тем, что в присутствии матери ребенок чувствует себя комфортно. Если она уходит, ребенок начинает беспокоиться, расстраивается, прекращает исследовательскую деятельность. При возвращении матери ищет контакта с ней и, установив его, быстро успокаивается, вновь продолжает свои занятия.
Тип С. Амбивалентная привязанность — встречается примерно в 12,5 процентах случаев. Даже в присутствии матери ребенок остается тревожным. При ее уходе тревога возрастает. Когда она возвращается, малыш стремится к ней, но контакту сопротивляется. Если мать берет его на руки, он вырывается.
Позднее был выделен четвертый тип привязанности.
Тип Т. Дезорганизованная привязанность. Дети этой группы боятся матери, их реакции на изменения в процессе взаимодействия непонятны.
Безопасный тип (В) взаимодействия матери с ребенком свидетельствует о его правильном воспитании и нормальном психическом развитии. Типы А, С и D относятся к небезопасным, являются неблагоприятным фоном для психического развития ребенка, могут провоцировать возникновение нервно-психических расстройств. При выявлении подобных типов взаимодействия рекомендуется обратиться за советом к детскому психологу или психотерапевту.
Работы М. Эйнсфорт поставили под сомнение используемые ранее рекомендации матерям «не приучать детей к рукам», так как это якобы тормозит их исследовательскую деятельность.
Уже до трех лет у ребенка могут быть выявлены отклонения, дающие возможность поставить диагноз нервно-психического расстройства.
Родители должны знать их признаки.
КОНЕЦ Ч.2.
|