ПЕРИОД РАННЕГО ДЕТСТВА
Наиболее благоприятные условия для психического развития личности малышей — это ситуации, при которых рождение запланировано и желанно, а отношения их родителей стабильны и характеризуются любовью и уважением. Вряд ли у кого-нибудь это вызовет сомнения. Разумеется, дети, рожденные в других условиях, совсем не обязательно обречены иметь нервно-психические расстройства. Семья, семейные отношения, особенности воспитания — важнейшие, но далеко не единственные факторы, влияющие на становление психики и личности ребенка. Ребенок, родившийся в конфликтной или неполной семье, имеет немало шансов нормально развиваться и стать полноценной личностью. Только условия для этого будут менее благоприятные, а его родителям, близким, воспитателям и учителям придется затратить на воспитание такого ребенка значительно больше усилий.
И, наоборот, ребенок, родившийся в самой что ни на есть благоприятной семейной обстановке, под влиянием многих факторов может формироваться как личность с отклонениями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо любить и уважать своих детей, выполнять два золотых правила.
• Требовать от ребенка только то, что он может. Для того чтобы выполнять это, необходимо хорошо изучить своего ребенка, его возможности и способности. Нельзя изнурять его развивающими дидактическими играми. Следует смирять свои амбиции, радоваться, если он своевременно овладевает новыми навыками и умениями, и настораживаться, если он опережает в развитии сверстников. Не переставать любить его, даже если он не оправдал надежд.
• Удовлетворять потребности ребенка. Для выполнения этого правила нужно быть очень внимательным к своему ребенку. Важно понимать, что ему нужно не только есть, пить, одеваться, быть чистым, учиться. Нужно помнить о жизненно важных потребностях ребенка в уважении, в признании его личностью, в ласке, в получении впечатлении, в играх и т. п.
Если вдруг в поведении ребенка, в его общении вам что-то непонятно, если семейные отношения зашли в тупик, своевременная и квалифицированная помощь психолога, психотерапевта или психиатра может очень пригодиться.
Еще сравнительно недавно считалось, что психиатру, а тем более психотерапевту имеет смысл показывать детей только после того, как им исполнилось 3 года. До этого, как многие считают и по сей день, и психики-то у ребенка нет. А если все же возникают явные нарушения развития, поведения малыша, то с ними успешно справятся педиатры и невропатологи. К сожалению, и сейчас еще можно встретить детского психиатра или психотерапевта, придерживающихся подробных взглядов и отказывающихся принимать маленького ребенка («Придете после трех лет!»). Это неверно. Уже более десяти лет у нас и еще раньше — за рубежом выделилась новая ветвь психотерапии и психиатрии, названная перинатальной. Обращение к перинатальному психологу, психотерапевту, к специалисту по так называемому раннему вмешательству поможет своевременно решить многие проблемы.
Детскому психиатру, психотерапевту довольно часто приходится встречаться на приеме с излишне амбициозными родителями, которые считают, что их ребенок отстает в развитии, хотя на самом деле этого нет. В то же время, незнание нормы и ранних проявлений общего психического недоразвития нередко приводит к тому, что родители не замечают (или не хотят замечать!) нарушений психического развития ребенка.
Ребенок может быть еще совсем мал, а нервно-психические расстройства у него уже проявляются. Чтобы заметить их, необходимо знать закономерности нервно-психического развития. В таблице, составленной А. В. Мазуриным и И. М. Воронцовым (2000), в левой колонке представлены действия, которые должен уметь совершать ребенок в определенном возрасте, в правой указан его возраст в месяцах. Если ребенок уже достиг этого возраста, а соответствующего действия не производит, то это должно насторожить родителей и быть поводом обращения к детскому психотерапевту или психиатру.
Действия, которые должен уметь совершать ребенок в определенном возрасте
|
Действия ребенка |
Возраст в месяцах |
1. |
Не следит глазами за отклонением луча фонарика вправо и влево |
1 |
2. |
Не прислушивается к колокольчику, не следит за погремушкой |
2 |
3. |
Не удерживает головку в вертикальном положении хотя бы 30 секунд |
3 |
4. |
Не улыбается в ответ на разговор и улыбку |
3 |
5. |
Не тянет руки к игрушке |
4 |
6. |
Не поворачивается со спины на живот |
5 |
7. |
Не просится на руки к матери |
6 |
8. |
Не стучит кубиком или игрушкой по столу |
7 |
9. |
Не стоит кратковременно при поддержке за руки |
8 |
10 |
. Не ползет вперед |
9 |
11 |
. Не сбрасывает игрушки со стола |
10 |
12 |
. Не стоит н не передвигается, держась за опору |
11 |
13 |
. Не реагирует на свое имя |
11 |
14 |
Не делает шагов, держась за руки взрослого |
12 |
15 |
Не подает взрослому игрушки |
12 |
16. |
Не стоит самостоятельно, хотя бы 10 секунд |
13 |
17. |
Не пользуется словами «мама» и «папа» |
15 |
18. |
Не ходит свободно |
16 |
19. |
Не повторяет за взрослыми слова |
16 |
20. |
Не играет игрушками, мячиком, не строит башню из трех кубиков |
18 |
21. |
Не пользуется шестью и более словами, не может показать части тела |
20 |
22. |
Не умеет открывать кран, не моет самостоятельно руки |
24 |
23. |
Не просит есть, используя слова |
29 |
24. |
Не может самостоятельно спуститься по лестнице |
30 |
25. |
Не выкладывает кубики в одну линию |
32 |
26. |
Не ест сам аккуратно суп ложкой |
33 |
27. |
Не называет себя «я», не просится на горшок |
34 |
28. |
Не может стоять на одной ноге без поддержки |
36 |
29. |
Не знает своего имени и фамилии |
37 |
КОНЕЦ Ч.1