Форма входа

Логин:
Пароль:

Категории раздела

Общее [56]

Поиск

Яндекс.Погода

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 768

Tag cloud





Суббота, 25.11.2017, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Информационный портал детской невропатологии и психологии
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Справочная информация » Общее

Как предупредить нарушения в развитии малыша?

Как предупредить нарушения в развитии малыша?

 

Раннее детство - это возраст от рождения до трех лет. В прошлом эта возрастная категория находилась в ведении медиков, которые главным образом отслеживали физическое и соматическое состояние ребенка. Считалось, что об умственном, речевом и эмоциональном благополучии в столь раннем возрасте говорить не приходится.

Выдающимися психологами и педагогами доказана важность раннего возраста, когда психика ребенка наиболее чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием. В первый год жизни начинается активное формирование двигательных навыков, эмоций, интеллекта, речи и личности. Это период самого бурного развития всех функций организма, что обусловлено ростом и невероятной пластичностью детскогомозга.

 

Ранняя диагностика

К сожалению, в последнее время возрастает количество детей с задержками речевого и психического развития. Практика показывает, что часто эти нарушения обнаруживаются родителями лишь в предшкольном и школьном возрасте, когда ребенок при обученииначинает отставать от сверстников, не успевает по программе. А ведь выявить нарушения такого рода можно уже в раннем возрасте, и при грамотно построенной коррекционной работе к школерешить проблему. Также важно определить состояние эмоционально-волевой сферы, не забудьте и про зрения и слух малыша - от них во многом зависит весь дальнейший ход психического развития вашего ребенка.

Зачастую родители, заметив какие-либо настораживающие моменты в развитии малыша, обращаются к врачу - и это правильно. Однако при этом упускаются из виду такие важные моменты, как педагогическая диагностика и коррекция.

Ведь мы знаем о том, что организм - это взаимосвязанная система. И нарушение какого-либо звена в развитии окажет влияние на всю систему в целом, обеспечив при этом дополнительные вторичные проблемы. К примеру, нарушение слуха - это не только медицинская проблема, но и педагогическая, так как сразу вылечить его невозможно. А тем временем ребенок растет, развивается. Поэтому перед педагогом стоит серьезная задача: научить его жить с этим и быть максимально приспособленным к окружающему миру.

 

Общайтесь с малышом

Психическое развитие малыша строится на базе сенсорного развития - через органы чувств (зрение, слух, тактильное восприятие).

Ребенок учится, когда прикасается к чему-то, слушает и общается. Занимаясь с малышом, мама обеспечивает ему именно такую зрительную, слуховую и тактильную стимуляцию, которая позже обеспечит взаимодействие этих систем и подготовит базу для обучения.

Напомним, что тактильная чувствительность - это ощущения, исходящие от рецепторов кожи. Она неразрывно связана с движением. Поэтому важно держать ребенка на руках, гладить ручки и ножки, чтобы он начинал узнавать свое тело, ощущать его. Также тактильный контакт с родными важен и для эмоционального развития ребенка.

Видя маму, ребенок начинает общаться с нею: активно двигается, улыбается, гулит. Все эти признаки - важный момент в нормальном развитии ребенка. Зрительный анализатор также включается в работу, когда мама начинает разговаривать с ребенком. Исследования показывают, что дети, наблюдающие за лицом мамы во время разговора, начинают звукоподражать гораздо быстрее. Многие специалисты рекомендуют в поле зрения ребенка развешивать картины, карты, азбуку, цветные таблицы.

Помимо стимуляции органов чувств важно изначально верно построить отношения с ребенком. Это позволит избежать многих, к сожалению, распространенных, психологических, а иногда и психических проблем. С самого раннего возраста необходимо относиться к малышу, как к отдельной личности, помните, что ребенок - это не ваше повторение, а другой человек, отдельный мир. Относиться к ребенку, как к личности - значит воспринимать его как собеседника, действовать в его интересах, быть доступным для общения с ребенком, помнить, что мальчик - это будущий мужчина, а девочка - это будущая женщина.

Таким образом, активно общаясь с ребенком и отслеживая уровень его развития, мама имеет возможность вовремя обратиться за помощью к специалисту и предотвратить негативное влияние дефекта на общее развитие, избежать вторичных отклонений, вызванных им.

Игры для развития познавательной сферы, которая является психологической базой для развития многих навыков.

Кубики с прорезями развивают зрительное восприятие. Задача - соотнести форму объемной фигуры с прорезью такой же формы. Предлагается детям с трех лет. В этом возрасте ребенок будет действовать методом проб и ошибок, а к пяти годам он должен уметь выполнять задание при зрительном соотнесении.

Мяч развивает общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное и непроизвольное внимание, быстроту реакции. Мяч можно привлекать при решении практически любой развивающей задачи (например, при развитии памяти или фонематического слуха, расширении словарного запаса, автоматизации звуков и т.д.). Особенно подвижные игры с мячом рекомендуется использовать при работе с чрезмерно подвижными детьми. С помощью игр с мячом энергию детей можно направить в нужное русло, структурируя их деятельность, придавая ей целенаправленный характер.

Набор геометрических фигур разной формы (квадраты, треугольники, круги). Предлагаем разложить их по группам. В этом задании развиваются способности объединять предметы по общему признаку (совершать простейшие обобщения). Также фигуры используются для развития счетных операций, моторики и конструирования.

Пирамидка - с ее помощью можно работать сразу по нескольким направлениям:

1. восприятие величины колец - учимся классифицировать предметы от большого к маленькому, понятия "большой - маленький";

2. восприятие цвета - отрабатываем основные названия цветов предметов по названию;

3. счет (пересчет колец);

4. развитие памяти (какого цвета кольцо спрятано);

Пирамидкой можно начинать играть с 1,5 - 2-х лет. К 2,5 - 3 годам ребенок должен уметь собирать пирамиду с учетом величины колец.

Более простым пособием, чем пирамида являются бочонки, вкладывающиеся друг в друга. Ими начинаем работать в 1 - 1,5 года.

После того, как научились собирать бочонки, можно переходить к матрешке из трех - четырех элементов. Позже доходим до шести. Здесь мы можем наблюдать понимание инструкции, разумность и последовательность действий, учет размеров частей матрешки. К пяти годам дети способны собирают шестисоставную матрешку.

Мягкий конструктор используется для развития моторики пальцев рук, зрительного восприятия и таких мыслительных процессов, как анализ и синтез. Анализ - это расчленение целого на части, а синтез - это составление целого из частей. Эти процессы развиваются у ребенка с одного года, когда он стремится сломать игрушки, посмотреть, что у них внутри. Задача малыша, собирающего мягкий конструктор, правильно соотнести части между собой, собрав из них целое.

 

Конец.

 

Надежда Чечерина, учитель дефектолог ГОУ СО РЦ "Талисман"

Категория: Общее | Добавил: Крот (11.02.2010)
Просмотров: 1102 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2017